О программе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К Программе фундаментальных исследований Президиума РАН

«Перспективы скоординированного социально-экономического развития

России и Украины в общеевропейском контексте»

 

1 Предпосылки

 

1.1  Общий контекст

 

В современном глобальном пространстве социально-экономических отношений особое место занимают процессы интеграции и сотрудничества. Интеграция и сотрудничество являются важнейшими инструментами укрепления политической независимости, ускорения хозяйственного и культурного развития, выживания в условиях глобальной конкуренции. В многомерном глобальном пространстве конкуренции и сотрудничества полимодальное сетевое сближение стран осуществляется для достижения общих целей социально-экономического развития. Особую значимость интеграционное взаимодействие и сотрудничество приобретает в условиях перехода к инновационному развитию. Это определяется тем, что инновационное развитие предполагает формирование новых национальных технологических систем и углубление национальной инновационной компетенции (специализации), что объективно усиливает необходимость во взаимодополняющем взаимодействии между странами.

 

Проекты интеграционного типа в значительной степени определяют социально-экономическую реальность в Европейском Союзе, Северной и Южной Америке, Восточной и Южной Азии, а также на пространстве СНГ. Характерно, что в Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, утвержденной Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 14 ноября 2008[1], особое внимание уделяется задачам согласования экономической, структурной, промышленной и социальной политики.

 

В социально-экономическом пространстве, образовавшемся после распада СССР, на первый план по своему значению и потенциалу вышел комплекс российско-украинских межгосударственных и межнациональных отношений. Этот комплекс отношений имеет очевидную геополитическую значимость. С позитивным развитием этих отношений обоснованно связывается будущее Европы, а также формирование устойчивой, многополярной геополитической модели мира. Складывающиеся общемировые тенденции подтверждают важность и своевременность постановки задачи по формированию нового качества взаимодействия между Россией и Украиной на основе объединения усилий по модернизации, инновационному и технологическому развитию. Россия и Украина имеют реальные предпосылки для достижения существенных результатов в процессах модернизации на основе избранных национальных приоритетов и согласованного социально-экономического развития. К этим предпосылкам относятся сохраняющийся высокий интеллектуальный, научно-технический и образовательный потенциал, высокий уровень обеспеченности природными ресурсами, выгодное геостратегическое положение. Уникальным конкурентным преимуществом наших стран, обеспечивающим возможность беспрецедентного по масштабам, глубине и числу взаимовыгодных проектов российско-украинского сотрудничества, является отсутствие каких-либо языковых барьеров во взаимопонимании.

 

1.2         Практический задел и первые шаги

 

Начало многостороннему процессу выработки концепции междисциплинарных исследований по теме Программы было положено на Круглом столе «Социо-экономическая коэволюция России и Украины: системно-аналитическая перспектива»[2], состоявшемся 14-15 апреля2011 г. в Киеве, в Институте прикладного системного анализа (ИПСА) Национального технического университета Украины «КПИ» Министерства образования, науки, молодежи и спорта (МОН) Украины и НАНУ. Участники Круглого стола пришли к согласованному заключению о необходимости создания международной научно-исследовательской программы по изучению перспектив стратегического международного партнерства России и Украины как участников глобального процесса социально-экономического развития. Заключение Круглого стола было доведено до сведения Президентов РАН и НАНУ.

 

На совместном заседании Президиумов РАН и НАНУ, состоявшемся 14 июня 2011 г. в Москве, тема «Интеграция Украины и России в общеевропейское пространство: проблемы гармонизации интересов и объединения усилий» была внесена в список приоритетных направлений сотрудничества РАН и НАНУ.

 

В мае-июне2011 г. сотрудниками ИНИОН РАН был проведен экспертный опрос о целесообразности и содержании данной международной научно-исследовательской программы. В опросе приняли участие более 200 специалистов. Результаты опроса учтены при подготовке Программы.

 

Результаты данного опроса были учтены при подготовке проекта Программы. Постановлением Президиума РАН № 73 от 27 марта2012 г. программа была включена в Перечень программ фундаментальных исследований Президиума РАН на2012 г. Координатором программы утвержден академик РАН А.В.Кряжимский.

 

Стартовая установочная конференция по программе состоялась 15 июня2012 г. в ИНИОН РАН. В конференции приняли участие представители всех институтов РАН, зафиксированных в качестве исполнителей программы в 2012 году, многие члены Научного совета программы, представители научных институтов России и Украины, заинтересованных в участии в программе в будущем. На данной конференции были обсуждены цели и задачи программы, перспективы ее развития, проекты, предлагаемые к реализации в2012 г.

 

2 Основные цели и задачи программы

 

Основной целью Программы является содействие обеспечению нового качества социально-экономического развития России и Украины, придание дополнительных импульсов экономическому, инновационному, технологическому и гуманитарному взаимодействию России и Украины, содействие устойчивому развитию, экономической и экологической безопасности, повышению благосостояния и качества жизни населения наших стран на основе синергетических эффектов скоординированного социально-экономического развития, конкурентоспособности национальных экономик и укреплению их позиций в мировой хозяйственной системе.

 

Данная цель Программы достигается на основе

  • системного анализа перспектив скоординированного социально-экономического развития России и Украины;
  • научного, экспертного и аналитического обеспечения сотрудничества России и Украины по приоритетным направлениям модернизации, инновационного и технологического развития;
  • создания современной информационной и коммуникационной среды для конструктивного сотрудничества научного и экспертного сообщества, органов законодательной и исполнительной власти, общественных, политических организаций, бизнес-структур и СМИ.

 

Отличительными особенностями данной Программы являются:

  • Ориентация на приоритеты экономического, инновационного, технологического и гуманитарного сотрудничества России и Украины. Реализуемые в рамках Программы проекты и выполняемые виды работ ориентированы, прежде всего, на задачи национального стратегического проектирования, разработку и реализацию приоритетных программ и проектов социально-экономического развития России и Украины. Программа нацелена на научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение решения ключевых проблем скоординированного социально-экономического развития и сотрудничества России и Украины.
  • Системный анализ в качестве общей методологии. Основные характеристики этой методологии – междисциплинарность, интеграция знаний, экспертные обратные связи и инструментальность. Изучаемые социально-экономические процессы будут анализироваться с позиций разных научных дисциплин. В реализации программы примут участие экономисты, социологи, историки, юристы, политологи, этнографы, психологи, медики, культурологи, математики, специалисты в области международных отношений, инновационного и технологического развития. Основными дисциплинарными инструментами станут социо-экономические исследования, математическое моделирование, системно-аналитическая работа с информационными ресурсами, экспертные и социологические опросы.
  • Встроенность в информационную среду и систему научных коммуникаций. Необходимой предпосылкой для реализации проектов, входящих в состав Программы, является постоянный мониторинг научных публикаций и других информационных источников по тематическому профилю Программы, а также публикация получаемых результатов в научной периодике и в Интернет, что имеет принципиальное значение для конструктивного обсуждения комплексных междисциплинарных проблем, относящихся к перспективам скоординированного социально-экономического развития России и Украины. На основе регулярных экспертных опросов будут уточняться тематические приоритеты Программы, а также дополнительное привлечение специалистов к разработке проектов Программы.
  • Особое внимание перспективным молодым ученым. Одним из системных требований к реализации Программы является вовлечение перспективных молодых ученых и специалистов в исследовательскую и информационную деятельность по актуальным проблемам социально-экономического развития и сотрудничества России и Украины. С этой целью в рамках программы будут создаваться российско-украинские школы молодых ученых и специалистов, ориентированные прежде всего на задачи модернизации, инновационного и технологического развития.
  • Программа основывается на национальных интересах России и Украины, находящих свое выражение в концепциях и стратегиях социально-экономического и научно-технического развития, национальных приоритетных проектах, национальных целевых программах, в содержании двусторонних и многосторонних соглашений и договоров. Программа является открытой для участия в ее реализации организаций и специалистов других стран.

 

Разработка данной программы соответствует содержанию п.п. 67-70, 73-80 и 86 «Программы фундаментальных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы. М., 2008.

 

3 Основные направления работ в рамках Программы

 

К основным направлениям осуществляемых в рамках Программы работ относятся:

  • разработка теоретических и методологических основ исследования перспектив скоординированного социально-экономического развития России и Украины в региональном и глобальном контекстах;
  • комплексное информационное обеспечение исследования и решения ключевых проблем скоординированного социально-экономического развития России и Украины;
  • подготовка выводов и рекомендаций для лиц, принимающих решения в области экономического, инновационного, технологического и гуманитарного сотрудничества России и Украины;
  • подготовка и проведение научных и научно-практических мероприятий по тематическому профилю Программы;
  • подготовка и издание аналитических и информационных материалов (на бумажном и/или электронном носителе) по тематическому профилю Программы, в том числе и выпусков специнформации, направляемых в органы государственной власти и управления;
  • подготовка сборников научных работ и коллективных монографий по тематическому профилю Программы;
  • разработка и развитие информационно-аналитического сайта по тематическому профилю Программы, размещение информационных и аналитических материалов по тематическому профилю Программы в Интернете[3];
  • создание проблемно-ориентированных и справочно-информационных баз данных по тематическому профилю Программы;
  • анализ соответствия и формирование предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы экономического, инновационного, технологического и гуманитарного сотрудничества России и Украины;
  • проведение традиционных и виртуальных конференций, семинаров и круглых столов молодых ученых и специалистов по приоритетным тематическим направлениям Программы; создание российско-украинских школ молодых ученых и специалистов по приоритетным тематическим направлениям Программы, привлечение перспективных молодых ученых и специалистов к реализации проектов, реализуемых в рамках данной программы;
  • организация постоянно действующей дискуссионной площадки по актуальным проблемам экономического, инновационного, технологического и гуманитарного сотрудничества России и Украины с участием перспективных молодых ученых и специалистов и руководящих работников органов государственной власти, политических лидеров, руководителей наиболее значимых общественных организаций, представителей бизнеса и СМИ;
  • разработка адекватного системно-аналитического инструментария для прогнозирования развития российско-украинских отношений, включая компьютерное моделирование;
  • продвижение экспертных знаний в средства массовой информации в целях формирования научно обоснованного общественного мнения по наиболее актуальным проблемам скоординированного социально-экономического развития России и Украины.

 

Вниманию заинтересованных экспертов и организаций

            Предложения по взаимодействию и сотрудничеству с разработчиками Программы просим направлять по адресу coop@inion.ru. Ведущие специалисты по актуальным проблемам, относящимся к тематическому профилю Программы, могут по тому же адресу направлять для публикации доклады и сообщения объемом до 30 тыс. знаков. Формат страницы А4. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 12. Междустрочный интервал – полуторный. Отступ 1 строки абзаца – 1,25. Сноски – постраничные. Таблицы и рисунки встраиваются в текст статьи (не допускается представление таблиц и рисунков в альбомном формате). При этом таблицы должны иметь заголовок, размещаемый над табличным полем, а рисунки – подрисуночные подписи. При использовании в статье нескольких таблиц и/или рисунков их нумерация обязательна. Используемые цвета в диаграммах и рисунках должны быть различимы в черно-белом изображении.

В целях взаимодействия и сотрудничества с коллегами и заинтересованными организациями авторы могут в примечании на 1 с. указать свой электронный адрес, кратко обозначить свои профессиональные интересы и приоритетные тематические направления своей организации.



[3] На создаваемом сайте программы, а также на сайтах «Россия: ключевые проблемы и решения» www.rkpr.inion.ru, «Россия и современный мир» www.rim.inion.ru, Клуба субъектов инновационного и технологического развития http://innclub.info и т.п.

© Российская академия наук
Исполнение и поддержка ресурса: © Союз молодых ученых и специалистов Евразии